ВЕДУЩИЕ ИДЕИ

Общие идеи давно витали в воздухе,

требовалось их уловить и реализовать

в области учебного видео.

 

Нарезать материал на порции

Вместо одного длинного и неделимого учебного фильма

удобнее набор коротких, предельно информативных сюжетов.

Хлеб, сыр, колбасу, рыбу и даже торты все чаще покупают в нарезке.

Взамен одной аудиозаписи большого музыкального произведения (оперы или концерта) 

мы предпочтем сборник любимых мелодий разных композиторов и исполнителей. 

 

 

Максимальная информативность

и лаконичность

Время урока очень дорого, время жизни – бесценно. Давайте показывать суть.

Часто встречается обратное – растягивание материала. Делается это в конечном счете, 

ради денег, ведь кино- и теле-продукция оплачивается посекундно.

В урочном формате это неприемлемо.

В сюжетах нет ни долгих заставок с чудесами 3D графики,

ни «говорящей головы».

 

Иллюстративность

Учитель должен учить, а не «переключать кнопочки» на обучающих продуктах.

Это материал ДЛЯ учителя, а не ВМЕСТО учителя!

Сюжеты дают учителю возможность продемонстрировать то, что он должен,

но в условиях кабинета не может: сезонные явления в динамике,

объекты живой и неживой природы в реальности, опыт в лаборатории.

Но подробно объяснять материал будет сам педагог.

Есть известное правило разделения сфер СМИ:

радио – ЧТО произошло,

телевидение – КАК произошло,

газета – ПОЧЕМУ произошло.

 

Методическая универсальность

Учебная программа даже не вторична, а "третична"

по отношению к объективной реальности, которую мы демонстрируем. 

Есть ЯВЛЕНИЯ и объекты окружающей нас природы.

Есть НАУКИ, которые эти явления описывают, систематизируют,

 объясняют на основе той или иной теории, предсказывают новые явления.

Есть МЕТОДИКА, которая предлагает, как преподать детям эту научную теорию.

Но от методики преподавания сами явления природы не зависят.

Ревнителям конкретных программ предлагаю указать по какой методике

(программе, стандарту и т.п.)

у нас проходят сезонные явления?

 

Научность и современность

В программах по окружающему миру для начальной школы вследствие их "гипер-обширности" - от микромира до государственного устройства, от этнографии до космических ракет - встречаются досадные промахи. Поэтому при создании сюжетов я обращался за консультациями не к методистам или авторам (программ, учебников и т.п.),

а к настоящим ученым практикам.

В вопросах экологии главным ориентиром было действующее законодательство.

Бесценным оказался опыт людей, занимавшихся экологическим просвещением,

поскольку язык природоохранного законодательства также отличается от языка "экопроса", как статья по квантовой физике от параграфа об атомах и молекулах

в школьном учебнике.

 

Соответствие особенностям детского восприятия

Длительность сюжетов, темп речи, скорость смены планов, плотность информации, 

объем материала в сюжете, однозначное соответствие закадрового текста и изображения, подбор музыкального сопровождения - все это было подчинено главному критерию -

соответствию особенностям детского восприятия.

 

В том или ином виде эти мои принципы «кочуют» по моим выступлениям и статьям,

 в том числе они были положены в основу кандидатской диссертации.