Классические школьные демонстрационные 

эксперименты по химии

Предисловие от редактора раздела.

    Как было бы здорово и ПРАВИЛЬНО, если бы химия в школе перестала быть «меловой»! Этот термин ввёл ученый, педагог, выдающийся химик-экспериментатор Вадим Никандрович Верховский (1873–1947), который разработал первую российскую программу систематического курса основ химии для средней школы (1932 г.) Химическое образование (опять-таки впервые в мировой учебной практике) стало основываться не только на теоретических воззрениях, но и на обучающем эксперименте.

gallery/кокуева лето

      Мы предлагаем школьникам и учителям видеоматериалы о веществах и химических реакциях, описываемых в школьной программе. Мы сознательно не приводим уравнений реакций (в видеоряде). ВСЁ внимание уделено эксперименту, наблюдению за веществом и реакцией. Написание уравнений реакций, формулировка выводов и т.д. относится уже к области конкретной методики, и мы сознательно оставляем это поле свободным для педагогического творчества.

     Химические опыты – краеугольные камни науки, источник знаний и критерий истинности научной теории. Мы создали видео-опыты именно для того, чтобы была понятна эта очень красивая наука о веществах, но не для развлечения. В средние века у европейской знати было принято ходить на демонстрации опытов. Это было просто шоу, зрелище без какой-либо образовательной нагрузки. Сейчас детей готовы развлекать чем угодно, в том числе и химическими опытами. И я это видела в театральной школе Казарновского, когда детям был не важен видеоряд, они тащились от музыкальной вставки. Наша работа предназначена для тех, кто хочет разобраться в предмете, подготовиться к экзаменам за 9 и 11 класс, поступить в профильный ВУЗ…. И это есть те благородные задачи, решать которые наше видео сильно помогает.

Редактор данного раздела сайта,

демонстратор и постановщик опытов, автор закадрового текста

Кокуева Галина Николаевна 

Учитель химии и химического практикума в ГБОУ «Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И. Чуйкова» (бывший Московский Химический Лицей №1303).

Более 30 лет работает в классах с углублённым изучением химии. 

Автор учебных  программ, статей, выступлений перед учителями Москвы, России по вопросам химического образования, участник Школ и семинаров для учителей естественно-научного направления.

Заслуженный учитель Москвы, 2014 г.

Лауреат Национального проекта «Образование» (Грант Президента) 2008 г.

Многократный лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования.

Победитель Всероссийского конкурса учителей физики, математики, химии и биологии в номинации «Наставник будущих ученых» (Фонд Династия) 2013 г.

Внешкольная деятельность за прошедший учебный год:

- открытый урок по программе «Химический практикум» в рамках встречи с принцессой Таиланда, 05.10.2017;

 - открытый урок в прямом эфире в издательстве «Просвещение» по использованию электронных учебников и МЭШ – 07.02.2018;

- проведение занятий в летних сборах для одарённых детей Москвы и Московской области – июнь 2018.

История создания цикла

Материал снимался с 1999 по 2003 год на базе Московского Химического лицея № 1303.

Эти видео-опыты - и моя первая ласточка, и первая ласточка школьных опытов в стране вообще. До нас - такого видео не было. 

Для тех кто не в курсе. В конце 90-х интернета "у каждого школьника" не было. Компьютер стоял только в кабинете директора, а в очень богатых школах - в кабинете информатики под сигнализацией и выводом на пультовую охрану... Интернет был очень дорогой и медленный. Дискета, как носитель информации вмещала только тексты и пару фотографий. О DVD ещё не слышали вообще. Единственный носитель видеоконтента, доступный для масс, - видеокассеты, к которым был нужен видеомагнитофон и телевизор, которые стоили совсем "не копейки". Учебные фильмы были на видеокассетах и на киноплёнках. Мы выпустили видео-кассеты, но не с фильмами, а с мини-сюжетами - опытами, которые представлены в этом разделе. 

Сейчас опытов в интернете полно, но все они появились позже. Их авторы шли по нашим следам. Нас воровали, тиражировали, распространяли "из-под-полы" тысячами. Однако мы были первыми. Я - первый, кто предложил снимать не фильмы, а именно нарезку опытов, первый, кто разработал, как и почему должны выглядеть видео-опыты (популярно это изложено в разделе "Ведущие идеи", а строго научно - в диссертации). И главное, я - первый, кто этот проект реализовал и довел до воплощения в тысячах видеокассет и DVD-дисков до тысяч учителей.

Конечно, я работал не один! Об постановщике опытов и демонстраторе написано выше. 

В кадре всё наглядно и эстетично благодаря профессионализму моего оператора-документалиста - Вентцеля Михаила Петровича. 

Я выступил автором идеи, методики собственно видео-демонстраций, режиссером, и, как сейчас говорят, - "продюсером" (разрабатывал стиль заставок и оформления, содержание, макет обложек, пробивал и продвигал этот материал в учительские массы на совещаниях, выставках, форумах и т.д. и т.п.) Все делалось впервые и с "нуля". 

Идею "опытов" поддержало руководство телекомпании, в которой я тогда работал, они выделили средства, и ... не вмешивались в процесс, за что я исключительно благодарен. Материал получился вне времени, методик и веяний. Сейчас, спустя почти 20 лет, когда правильность идей подтвердило время, все кажется простым и очевидным, а тогда все это было весьма спорным и где-то самонадеянным.